ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ?

30 сентября 2020 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-4846 «О мерах по дальнейшему развитию сферы налогового консультирования». Документ, можно сказать, исторический, так как до сих пор в сфере налогового консультирования имелся ряд сторон, нуждающихся в защите закона. Что же может измениться в системе после его принятия?

21 сентября 2006 года был принят Закон Республики Узбекистан «О налоговом консультировании». Однако по некоторым объективным и субъективным причинам установленная данным законом деятельность налогового консультирования не функционировала в нашей стране в полном объеме. Одной из объективных причин этого стало внедрение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса и предпринимательства.

Другая объективная причина заключается в том, что услуги налогового консультирования, как и другие финансовые услуги, рассматривались в качестве коммерческих и не было установлено никаких мер по обязательности или стимулированию их применения налогоплательщиками.

К примеру, аудиторская деятельность, как и налоговое консультирование, является видом финансовых услуг. Однако специальным постановлением Кабинета Министров установлена обязательность проведения аудиторской проверки годовой финансовой отчетности соответствующих хозяйствующих субъектов до 1 мая года, следующего за отчетным годом, и предоставление утвержденной копии аудиторского заключения в соответствующий налоговый орган в течение 15 дней после окончания аудиторской проверки в соответствующем порядке. В услугах налогового консультирования такие требования не были установлены.

В данное время организация налогового консультирования является самостоятельной хозяйствующей, но ее организационная деятельность и даже деятельность работающих в ней сотрудников полностью контролируются Министерством финансов.

Кроме того, данный вид услуг никак не пропагандировался, не отвечал требованиям спроса и предложения в условиях рыночной экономики. Почему в прессе или местах массовой агитации не освещались преимущества услуг организации налогового консультирования в Узбекистане, не говорилось о преимуществах для налогоплательщиков? Кажется, этот вопрос так и останется открытым.

Приведем один пример. Практически все жители Японии пользуются услугами налогового консультирования. Каждая организация налоговых консультантов, как правило, постоянно обслуживает свыше тысячи клиентов. Теперь исходя из численности населения Японии посчитайте сами, сколько организаций, занимающихся налоговым консультированием, имеется в этой стране. У нас можно по пальцам перечесть организации, оказывающие услуги налогового консультирования. Граждане пользуются ими крайне редко. Многие вообще не в курсе того, что существует такая услуга. Поэтому мы погрязли в проблемах, задолженностях и ошибках в плане налоговых платежей. Все это требует реформирования настоящей сферы.

Несомненно, Постановление главы государства № ПП-4846 «О мерах по дальнейшему развитию сферы налогового консультирования» от 30 сентября 2020 года стало важным шагом в либерализации сферы. Поскольку им был устранен ряд проблем, препятствующих расширению сферы налогового консультирования.

В том числе ранее в нашем законодательстве предъявлялось столько требований для получения квалификационных сертификатов налоговых консультантов, что многие бухгалтеры и даже сотрудники налоговых служб испытывали трудности при получении таких сертификатов.

Хорошей новостью стала передача «Палате налоговых консультантов» функций по выдаче, переоформлению, приостановлению действия, прекращению и аннулированию квалификационных сертификатов налоговых консультантов. До сих пор эта работа осуществлялась Министерством финансов на основе совместного Постановления Министерства финансов Республики Узбекистан и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан № 1750 «Об утверждении положения о выдаче, прекращения действия и аннулирования квалификационного сертификата налогового консультанта» от 17 декабря 2007 года, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Кроме того, передача «Палате налоговых консультантов» проведения квалификационных экзаменов для получения квалификационных сертификатов налоговых консультантов сделала удобной и понятной систему.

Особое внимание в документе уделено вопросу пересмотра учебных программ по обучению налоговых консультантов и повышению их квалификации. При этом определение оптимизированных учебных программ для претендентов, имеющих стаж работы в органах государственной налоговой службы или сертификат аудитора, создаст возможности для будущего увеличения сертифицированных специалистов в сфере налогового консультирования.

Еще один аспект, внедренный и измененный постановлением, заключается в том, что налоговыми органами будут признаваться заключения по налогам организаций налоговых консультантов, включенных в Перечень, при добровольной ликвидации налогоплательщиков с годовым оборотом до 1 млрд сумов в течение последних трех лет.

Например, проведение итоговых проверок у субъектов предпринимательства, добровольно ликвидировавших свою деятельность, и представление заключений ранее занимало массу времени у сотрудников государственной налоговой службы. Осуществление данной деятельности организациями налоговых консультантов и признание налоговыми органами их заключений по итоговой проверке повысит ответственность организаций налоговых консультантов и ускорит процесс.

В действующем налоговом законодательстве предусмотрено начисление и оплата налогоплательщиками почти всех налогов (кроме налога на имущество физических лиц и земельного налога). Но в народе имеется выражение: «Каждый должен заниматься своим делом». И так говорится не зря, поскольку не все предприниматели могут нанять бухгалтера, вести учет и оплатить налоги. Тогда им на помощь придут налоговые консультанты.

Возможно, это повлечет увеличение расходов. Однако для предпринимателя, заключившего договор с квалифицированным налоговым консультантом, это является очевидным удобством. Только не все это понимают, и в результате возникают различные проблемы, связанные с налогами и расходами.

Рассмотрим подобную ситуацию на одном примере. Скажем, субъект малого бизнеса осуществляет денежный оборот около 1 млрд сумов в год. Но в его фирме нет бухгалтера, и он заключил договор с организацией налоговых консультантов по переводу им пяти процентов дохода.

Значит, организация налоговых консультантов взяла на себя составление, ведение всей отчетности малого предприятия, начисление заработной платы работников, обязательства по уплате налогов. Если возникнет какая-либо проблема в налоговой сфере, ответственность возложена на эту организацию. Стоимость ее услуг определена в размере 50 млн сумов в год.

Для кого-то это может показаться большой суммой. Но если предприятие с денежным оборотом 1 млрд сумов примет на работу как минимум двух бухгалтеров с заработной платой примерно 2,5 млн сумов, то на это уйдет 60 млн сумов в год, и еще 7,2 млн сумов социального налога. Ко всему прочему, если возникнет какая-либо проблема по налогам, ответственность снова ляжет на предприятие.

Скажите, какая услуга удобнее для налогоплательщика? Конечно, работа с налоговым консультантом. Но, к большому сожалению, наши налогоплательщики не понимают сути этих услуг. А если и понимают, то боятся раскрытия своих тайн (причина – теневые доходы) и отказываются от налоговых услуг. Я уверен, что скоро услуги налогового консультирования будут развиты на должном уровне и в нашей стране, поскольку в них имеется большая потребность. Для этого следует освободить этот вид услуг от ненужной бюрократической нагрузки. Сейчас всевозможные требования и преграды препятствуют такому развитию. Если они будут устранены, то налогоплательщик сам сможет выбрать себе «хорошего налогового консультанта».

Содик БОЙМУРОДОВ,
старший преподаватель Центра повышения квалификации при Государственном налоговом комитете РУз